целевая программа развития

Загрузка ...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

села Неверкино

 

 

 

Целевая

комплексная программа развития

 

МБОУ ДОД ЦДТ села Неверкино

 

 

на 2012-2017 гг.

 

 

 

 

 

 

 

село Неверкино

2012 год

Принята на педагогическом совете                           «Утверждаю»

МБОУ ДОД ЦДТ села                                      Директор МБОУ ДОД  ЦДТ

Неверкино                                                         села Неверкино

«15»   августа   2012   года                     Приказ № 17«25»сентября 2012года

                                                                                                          Куряева Д.З.

 

 

 

Целевая

комплексная программа развития

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей села Неверкино (ЦДТ)

                                   на 2012-2017 гг.

 

Содержание.

1. Паспорт целевой программы развития ЦДТ.

2. Информационно-аналитическая справка о деятельности ЦДТ.

3. Концептуальные основы развития ЦДТ.

4. Основные направления программы развития.

4.1. Совершенствование образовательного процесса.

4.2.Обновление воспитательной системы ЦДТ.

4.3. Работа с кадрами: реализация проекта «К вершинам мастерства».

4.4. Совершенствование системы управления ЦДТ.

4.5.Консолидация усилий государственных, общественных организаций, образовательных учреждений, общества.

4.6. Ресурсное обеспечение деятельности учреждения:

- обеспечение кадрами;

- научно-методическое обеспечение;

-совершенствование материально-технической базы и внедрение нового хозяйственно-экономического механизма.

 

1. Паспорт целевой программы развития ЦДТ.

 

1. Общая характеристика муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества села Неверкино.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества села Неверкино (далее ЦДТ) многопрофильное учреждение дополнительного образования детей является правопреемником Неверкинского районного Дома пионеров и школьников, открытого в  декабре 1968 года.       

В  настоящее время 432 воспитанников от 4 до  18 лет  занимаются  в ЦДТ. Для свободного выбора  детям предоставлены  18  наименований  различных форм  объединений. Все  детские творческие объединения занимаются  по образовательным программам четырех направленностей:

-  художественно – эстетической;

-  социально – педагогической;

- спортивно-техничесой;

- туристко–краеведческой;

- эколого - биологической

Образовательный процесс  ведется в 34 объединениях.

 

 

Полное название программы:

 

Целевая комплексная программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества села Неверкино на 2012-2017 г.

 

Назначение программы:

 

Программа является организационно-правовой основой развития ЦДТ  и определяет стратегию его развития и действия по ее реализации.

Правовые и научно-методические основы разработки программы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением  Правительства РФ от 04.12.2000 г.

4.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей.

5. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.

6. Письмо Министерства образования России от 02.04.02г. № 13-51-28/13. «О повышении воспитательного процесса в образовательном учреждении»

7. Устав МБОУ ДОД ЦДТ села Неверкино

 

Разработчики программы:

Творческая группа:

Куряева Д.З. – директор ЦДТ

Мануйлов А.М.  . – методист ЦДТ

В разработке программы принимали участие педагогический коллектив ЦДТ  и родительская общественность.

 

Исполнители программы:

Администрация ЦДТ, педагогический коллектив, коллектив воспитанников, родительская общественность.

 

Приоритетные направления программы:

1.Повышение конкурентоспособности ЦДТ  через:

-удовлетворение спроса родителей и воспитанников на образовательные услуги;

- внедрение инновационных технологий;

- установление субъектно-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками;

- установление отношений сотрудничества с родителями;

- создание воспитывающей среды;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

2. Развитие практики социального партнерства ЦДТ  со школами, ДОУ, государственными и общественными организациями, учреждениями культуры по воспитанию успешной личности.

3.Обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников и здоровьесберегающей среды для воспитанников и педагогов ДДТ.

4. Совершенствование системы управления на основе менеджмента. Внедрение маркетинговых технологий в управление учреждением.

5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки воспитанника в условиях образовательного процесса.

6. Обеспечение кадровых, методических, организационных условий для совершенствования воспитательной работы и развития детского самоуправления.

7. Совершенствование форм и методов научно-исследовательской деятельности, внедрение   ее в практику большинства творческих объединений.

8. Ресурсное обеспечение деятельности ЦДТ.

9. Переход на индивидуальные формы совершенствования педагогического мастерства педагогов на основе прогнозирования их карьерного роста.

10. Расширение сети консалтинговых услуг для работников школ в сфере дополнительного образования. Переход ЦДТ  в разряд ресурсного методического центра.

 Сроки и этапы реализации программы.

I этап 2012-2013 гг. – создание рабочих групп по реализации основных направлений программы развития. Мониторинг исходного уровня степени достижения целей, выдвинутых в предыдущей программе развития.

II этап 2013-2016 гг. – осуществление мероприятий, обеспечивающих достижение целей программы. Ресурсное обеспечение программы. Подведение промежуточных итогов реализации программы.

III этап. 2016-2017 гг. – анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Программы.

 

Управление программой.

 

Управление реализацией программы входит в компетентность администрации ЦДТ.

     Научно-методическую поддержку осуществляет Совет ЦДТ.

Принципы реализации программы:

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно-целевого подхода;

- преемственности с ранее реализованной программой;

- социального партнерства в осуществлении программы;

- активности всех членов коллектива;

- коллегиальности в решении возникающих проблем;

- научности;

- непрерывности, системности и последовательности.

2. Информационно-аналитическая справка о деятельности ЦДТ. 

2.1.Характеристика контингента обучающихся.

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества села Неверкино стремится целенаправленно использовать свои  возможности  для наиболее полного представления дополнительных образовательных услуг населению в соответствии с социальными потребностями.

Согласно Уставу ЦДТ  в творческих объединениях   занимаются дети от 5 до 18 лет. Набор детей в творческие объединения осуществляется независимо от их места проживания, без конкурсного отбора. Обучающиеся могут заниматься как в одном, так и в нескольких творческих объединениях.

Численный состав обучающихся первого года обучения – 10-12 человек в одном объединении, второго года обучения – 10-12 человек, третьего года и последующих годов  – 8-10 человек. За последние три года наблюдается динамика сохранности численности контингента воспитанников. Сегодня численный состав воспитанников ЦДТ составляет 430 обучающихся.

Положительная динамика роста  результатов воспитанников творческих объединений, свидетельствуют о том, что наши воспитанники заинтересованы в посещении творческих объединений различной направленности, что в ЦДТ созданы благоприятные условия для творческого роста и саморазвития личности ребенка разной возрастной категории, формирования его общекультурных и коммуникативных компетенций.

 

2.2.Характеристика педагогических кадров

 

Основной целью управления администрация ЦДТ считает эффективное и планомерное использование сил, средств,  времени, людских ресурсов для достижения результатов образовательной и воспитательной деятельности.

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив в ЦДТ     составлял 17  человек, среди них: 1 методист,  16  педагога  дополнительного образования, 6 из которых являются совместителями. В коллективе преобладают женщины – 87.7% от численного состава.

Одним из главных условий, обеспечивающим успешную образовательную и воспитательную деятельность ЦДТ является укомплектованность  профессиональными педагогическими кадрами.     

Из качественного анализа  уровня профессиональной подготовки педагогических кадров следует отметить  высокий образовательный уровень педагогических работников.  В среднем за последние 4 года  количество педагогов, имеющих высшее образование   составляет 52.1 %, большая часть.     11 педагогов (64.1%) имеют педагогическое  образование,  владеют психолого-педагогическими знаниями, методикой ведения и разнообразием форм занятий, дидактическими принципами организации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствует организация методической  работы  с педагогами.  В коллективе работают педагоги, разных возрастных групп: от 26 до 64 лет.  

. Практически отсутствует текучесть кадров,  имеющееся количество увольняемых приходится на совместителей.

Стаж работы до 10 лет имеют 17,65 % педагогов, свыше 30лет - 17.65% педагогов. Таким образом, в коллективе сбалансировано количество молодых и педагогов зрелого возраста. В коллективе   64.4%  педагогов  самого продуктивного возраста, имеющие стаж работы с детьми  от 10 до 30 лет.

Педагогический коллектив ЦДТ представляет собой союз ярких педагогических талантов, обладающих высоким профессиональным цензом и творческим потенциалом.

В коллективе:

1 -  «Отличник  народного просвещения»;

1 -  «Почетный работник общего образования»;

1 -  «Заслуженный учитель школы РФ»;

В 2011-2012 учебном году  педагог  Елакова С.Н. стала победителем областного конкурса «Педагогический Олимп - 2012» в номинации «Педагогическая надежда»

Большое значение в коллективе ЦДТ  придается вопросам повышения квалификации, профессионального мастерства, самообразования педагогов. За период с 2011 по2012 г. повысили квалификацию  3 педагога дополнительного образования   повысили разряд через аттестационную комиссию Министерства образования Пензенской области.    Каждый педагог прошел краткосрочные курсы при ГБОУ ПИРО.

 

2.3 Анализ  образовательной деятельности МБОУ ДОД ЦДТ села Неверкино

 

Основная идея содержания образования в учреждении  заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых бы он мог максимально обнаружить и развить склонности, способности и задатки, удовлетворив свои потребности в различных видах деятельности.

В основе образовательной и воспитательной работы учреждения лежат следующие принципы:

- принцип регионализации (выбор собственной образовательной программы развития образования в соответствии с региональными, социально–экономическими, географическими, культурно–демографическими и другими условиями);

- принцип гуманизации предполагает доминирование уникальности человека во всем его многообразии, признание самоценности детства, ориентацию на создание максимально благоприятных условий развития творческого потенциала личности педагога.

- принцип вариативности и дифференциации предусматривает многообразие форм собственности на образование и образовательные учреждения, выбор различных каналов и форм получения образования, дающие возможность реализации индивидуальных образовательных программ для удовлетворения склонностей и способностей детей с учетом их психофизических особенностей.

- принцип непрерывности и общедоступности обеспечивает преемственность содержания образования школ района и ЦДТ и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся  воспитанников;

- свобода выбора, обеспечивающая удовлетворению воспитанниками своих образовательных потребностей, интересов, реализацию их способностей;

- индивидуальный подход к ребенку, отношение к нему как неповторимой, уникальной личности с богатыми природными задатками, которые необходимо развить;

- высокий интеллектуальный фон занятий как фактор мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию личности воспитанника;

- содружество взрослых и детей, основанное на доверии, взаимоуважении, сотворчестве;

- защита и развитие системой образования национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального района.

За последние  5 лет приоритетным   в образовании стал воспитательный аспект. Он выражается в реализации на всех занятиях воспитательных программ: «Восхождение к истокам», «Содружество», «Тропинка к здоровью» и выделением в образовательных программах воспитательного модуля.  

В основе определения содержания образования лежит идея культурологического подхода.   Он выражается:

- в повышенном внимании на занятиях к вопросам культуры, и в частности – культуре народов нашего района;

- во введении новых курсов, повышающих общекультурную информированность воспитанников;

- в создании особой культурологической среды учреждения.

В каждой реализуемой программе педагогов  предусматривается выбор индивидуального образовательного маршрута.

При определении содержания образования ЦДТ учитывает:

- потребности социума;

- потребности и интересы участников педагогического процесса – родителей и детей;

- особенности деятельности и специфику целей и задач ЦДТ;

- возможности педагогического коллектива.

Мониторинг социального заказа на образовательные услуги ЦДТ с позиции воспитанников показал, что ведущими мотивами  посещения ими ЦДТ являются: усвоение знаний, возможность получить подготовку к выбранной профессии, общение со сверстниками, самореализация  через участие  в мероприятиях.

Основные направления, по которым развивается деятельность детей в объединениях:

- освоение опыта деятельности в какой-либо области науки и практики;

- освоение опыта отношений (общения) детей и взрослых, увлеченных общим  видом деятельности;

- освоение опыта творческой деятельности и развитие способности к активному творчеству на основе интереса, стремление к успеху, эмоционально-ценному утверждению своего «Я».

Целью образования является: выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Эта цель реализуется на основе введения  в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала педагога.

 

Исходя из  поставленной цели,  формируются следующие задачи:

 

1.Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям.

2.Развить у воспитанников самостоятельность мышления, способность к самообразованию и саморазвитию.

3. Обеспечить условия, учитывающие индивидуально–личностное развитие воспитанников, для лучшей реализации общих, единых для всех воспитанников целей обучения.

4.Сформировать способность у воспитанника  делать правильный выбор.

Учебный план, расписание, программы   позволяют поставить обучение в ЦДТ в зависимость от способностей и интересов каждого воспитанника.

 

 

 

Результативность образовательной деятельности.

Результативность деятельности обучающегося  в ЦДТ оценивается по его достижениям, победам и качественному  изменению  самого воспитанника.

На основании Положения Центра детского творчества «Об аттестации обучающихся» и «Об административном контроле» проводится аттестация  воспитанников в первом полугодии по желанию педагога, во - втором - обязательно.

Применяются следующие формы проведения аттестации: интеллектуальные игры, учебно-познавательные игры, КВН, игровые программы, творческие задания, викторины, путешествия, фольклорные праздники, показ премьерных спектаклей, выполнение практических заданий, защита творческих работ и проектов, выполнение тестовых заданий.

Программные тесты, наблюдение, опросы, творческие задания, контрольные  занятия   за последние три года  показывают повышение познавательной активности воспитанников.

- Более чем у 68% детей повысилась быстрота мышления, у 75% воспитанников в учебной деятельности доминирует познавательный мотив.

- Уровень интеллектуальных способностей воспитанников ЦДТ  повысился с 75% до 89%.

 

2.4. Характеристика   методической  деятельности

В ЦДТ методическая работа строится как долгосрочная программа, имеющая единую целевую установку,  задачи на каждый из этапов, содержание, формы организации и предполагаемый результат. Основные ее направления определены в программе развития учреждения, перспективном плане работы.

 

Цель  методической  деятельности:

- создание условий для реализации личностных функций педагога, повышения уровня  его профессионального саморазвития, готовности к инновациям; содействие комплексному развитию образовательного учреждения через развитие инновационной образовательной среды.

 

Задачи:

- Совершенствовать систему научно- методического обеспечения образовательного процесса в учреждении.

- Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства педагогов через разнообразные формы методической работы,  системный подход к организации деятельности  по формированию  творческого коллектива педагогов и изменение профессиональных установок.

- Формировать новые подходы к контрольно-аналитической деятельности  через внедрение системы  мониторинга, создавая условия для эффективного развития ЦДТ.

- Способствовать обобщению и распространению опыта творчески работающих педагогов через  работу  творческих групп, профессиональных объединений, стажерских площадок, СМИ и т.д.

 

Принципы методической деятельности:

- принцип системности (единство цели, задач, содержания, форм и методов работы);

- принцип научности (соответствие всей системы методической работы современным достижениям в области педагогики и психологии);

- принцип индивидуализации (при разумном сочетании с методами и формами  коллективного характера);

-  принцип креативности (творческий подход к выбору организационных форм и содержания);

- принцип оперативности (чуткое реагирование на запросы социума, педагогического коллектива и каждого педагога);

- принцип диагностичности (как средства обратной связи). 

В условиях модернизации образования   не только возросли информационные потребности специалистов, но и возникла необходимость в принципиально новой организации работы методической службы.

- Приоритетным направлением методической работы в ЦДТ  является индивидуальная работа с педагогами. Она осуществляется на основе диагностики, позволяющей определить интересы, потребности педагога, затруднения, испытываемые в педагогической деятельности и возможности, как начинающих педагогов, так и педагогов со стажем.

 

 Индивидуальные формы методической работы достаточно разнообразны:

- индивидуальные консультации по запросам педагогов;

- собеседование педагога  с администрацией по поводу посещенных занятий;

- наставничество;

- выполнение педагогами индивидуальных заданий;

- изучение нормативно – правовых документов;

- внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

- самообразование с периодическим отчетом на научно–практических и методических семинарах, конференциях, педагогических чтениях.

Важную роль в повышении педагогической, методической  грамотности играет методическое и  научно-методическое консультирование, проводимое ПИРО   по вопросам компетентностного подхода к организации образовательного процесса, моделирования педагогической деятельности, технологизации учебного процесса  в рамках личностно- ориентированного обучения.

Целенаправленная работа с  педагогическим коллективом, способствующая   росту профессионального мастерства педагогических работников, дает право говорить о том, что в ЦДТ сложилась четкая система методической работы.

 

2.5 Характеристика управляющей системы

Управление развитием ЦДТ определяется как часть управленческой деятельности, в которой посредством решения задач планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств, обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива учреждения по наращиванию ее образовательного потенциала, повышению уровня его использования и повышению качества образования.

Эффективность управления достигается, прежде всего,  благодаря демократическому стилю управления, сочетаемому с авторитарным, взаимоотношениям, строящимся на доверии и сотрудничестве, понимании значимости стоящих перед коллективом задач.

Непосредственное управление учреждением осуществляет  директор, назначенный на должность начальником отдела образования Неверкинского района и действующий в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конституцией РФ, Трудовым  Кодексом РФ, Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и Уставом ЦДТ.

 

Уставом  ЦДТ определены ведущие направления деятельности:

- образовательная;

- досуговая;

- методическая;

- финансово-экономическая   деятельность;

- кадровое обеспечение.

 

Структура МБОУ ДОД ЦДТ представлена 5-ю уровнями управления.

 

I уровень стратегического управления представляют: общее собрание трудового коллектива,   педагогический Совет во главе с директором ЦДТ.

II уровень тактического управления решает задачи организации образовательной и воспитательной деятельности, программно-методического обеспечения образовательного процесса, повышения педагогического мастерства и аттестации педагогов, планирование работы.

III уровень  оперативного управления осуществляет методист через профессиональные объединения педагогов, временные творческие группы.

IV уровень педагогического управления осуществляется педагогами дополнительного образования через детские коллективы, где для решения общих дел создаются Советы дел, творческие  группы как формы ученического самоуправления.

V уровень формально можно не выделять т.к. социум, дети и родители принимают участие во всех формах общественного управления.

При разработке данной структуры управления администрация ЦДТ учла, что в Законе «Об образовании» подчеркивается, что «работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении» (статья 55), родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении (статья 52) и возрастающую роль общественности в управлении образовательными учреждениями.   

Общественные формы самоуправления во взаимодействии с государственной структурой позволяют ЦДТ осуществлять:   

- деятельность по реорганизации системы управления учреждением;

- развивать демократические формы управления;

- создавать  общественные советы, способные выражать интересы профессиональных сообществ учащихся и их родителей;

- более четко разграничить права и обязанности муниципальных  и общественных органов управления внутри ЦДТ.

Анализ данной структуры управления позволяет сделать  вывод, что в целом она обеспечивает согласованность действий всех управленческих уровней за счет четко выстроенной схемы взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали, четкости функциональных обязанностей сотрудников, делегирования полномочий.  

Анализ деятельности коллектива предполагает и оценку системы управленческих действий по ресурсному обеспечению результата. Управление МБОУ ДОД ЦДТ представлено как   система, которая учитывает своеобразие целей, задач стоящих перед учреждением и  его место   в системе непрерывного образования города и района.

Анализ управленческой деятельности ЦДТ дает основание утверждать, что она достаточно эффективна, проявляется на всех уровнях управления, демократична и соответствует целям и задачам учреждения. Однако учитывая, что общественное управление в ЦДТ  находится в стадии развития, следует в дальнейшем совершенствовать систему управления, а именно,  демократические начала в управлении, опираясь на принцип соуправления, оптимального вовлечения в процесс управления всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности, создать систему мониторинга управленческой деятельности, совершенствовать организационную структуру управления, способную перейти  к системно-деятельностному управлению.

 2.6.  Характеристика  воспитательной работы

Цель воспитательной системы: формирование высоконравственной, образованной, творческой личности, способной к выбору ценностей и поступков в современном мире, то есть формирование по Н.Е. Щурковой «личности, способной строить жизнь, достойную человека».

Задачи:

1. Развивать в воспитанниках потребность освоения, сохранения и приумножения культурных ценностей и традиций народов нашей родины.

2. Укреплять веру в богатейшие возможности своей Родины и формировать чувство гордости, долга и гражданской ответственности за ее судьбу.

3. Развивать творческие способности личности через освоение культурных ценностей, накопленных «малой Родиной», всем российским народом.

4. Формировать у воспитанников готовность активно участвовать в общественной жизни на благо Отечества.

5. Воспитывать у ребят  духовно-нравственные качества: доброту, милосердие, щедрость души, стремление жить в мире.

6. Развивать потребность в здоровом образе жизни и отношение к здоровью как самой большой ценности.

Воспитательная система творчества основывается на следующих принципах:

- защищенность и комфорт участников воспитательной системы ЦДТ;

- содружество взрослых и детей, основанное на доверие, взаимоуважении, сотворчестве;

- интеграция воспитания и обучения как единственный путь системного развития личности;

- субъектная позиция воспитанников в организации жизнедеятельности Центра детского творчества;

- свобода выбора, обеспечивающая удовлетворение воспитанникам своих потребностей и интересов, реализацию способностей;

- индивидуальный подход к ребенку, отношение к нему как неповторимой уникальной личности с богатыми природными задатками, которые необходимо развить;

- высокий уровень культуры всех проводимых  мероприятий;

- деятельностный подход, направленный на приобретение и развитие личностного опыта каждого воспитанника.

Вышеназванные принципы лежат в основе организации системообразующей деятельности ЦДТ.

Вся деятельность в рамках воспитательной системы направлена  на то, чтобы воспитанники, занимаясь в Центре детского творчества в течение 5 -  7  лет смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, родителями, учащимися образу воспитанника – выпускника ЦДТ. Он складывается из нравственной и гражданской позиции творческого и физического потенциала личности.

ЦДТ должен стать родным домом детям, родителям, педагогам: каждый должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

помогать друг другу; педагоги, родители, воспитанники – члены одного коллектива.

          Мы доверяем детям, а не играем в доверие, развиваем у них потребность во взаимопонимании, соучаствуем в жизни ребенка. Равнодушный педагог «рождает» равнодушных воспитанников. Мы не рядом с ребенком, не над ребенком, а вместе с ним.

Социальные объекты, охваченные программой:

- творческие объединения ЦДТ;

- МБОУ СОШ села Неверкино;

- МДОУ детский садик №1

-МДОУ детский садик №2;

- МБОУ СОШ села Алеево;

- коррекционная школа-интернат.

 

Основными показателями эффективности деятельности ЦДТ являются:

- Личностный рост воспитанников, динамика проявления положительных качеств, заявленных в целях и задачах воспитательной системы. Об этом свидетельствует количество победителей конкурсов, фестивалей, соревнований  на уровнях района и области.

Эффективность деятельности поддерживается также результатами диагностических исследований;

Наличие сложившейся системы взаимодействия с социумом, наличие предпосылок для создания единого воспитательного пространства в районе.

В практику введены систематические встречи с директорами школ, учреждений культуры, зам. директоров по воспитательной работе, заведующими дошкольных образовательных учреждений, тесное сотрудничество МБОУ ДОД ДЮСШ села Неверкино. Осуществляется совместное планирование и проведение мероприятий, педагоги ЦДТ оказывают помощь в проведении культурно-развлекательных и спортивно-оздоровительных мероприятий в районе.

Продолжается поиск форм эффективного сотрудничества с государственными и общественными организациями различного уровня подчинения;

Рост профессионального мастерства педагогов, проявившийся в количественных и качественных показателях. Из   11 педагогов  - 10 имеют высшую и первую  квалификационную категорию.

Победителем грантовой  программы за последний   год стала 1 педагог.

На базе ЦДТ  осуществляет свою деятельность районное методическое объединение педагогов дополнительного образования школ района.

ЦДТ ежегодно проводит научно-практические семинары, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования; 

Сегодня ЦДТ  - конкурентоспособное учреждение дополнительного образования, оказывающее серьёзное влияние на создание единого образовательного пространства Неверкинского района.

 

 3. Концептуальные основы развития МБОУ ДОД ЦДТ села Неверкино

 

 3.1. Актуальность воспитания успешной личности

 

Изменение политических, социально-экономических устоев нашего общества требуют от человека высокого уровня социальной активности, физического, социального и психического здоровья, широких знаний, способов деятельности, позволяющих ему самореализоваться в современном обществе.

Помочь подрастающему человеку быть в этой жизни успешным, конкурентоспособным, умеющим  преодолевать кризисные жизненные ситуации – актуальная проблема учреждений дополнительного образования.

В Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей  Минобразования России отмечается, что УДО имеют большие возможности и богатый опыт для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, способствующих творческому развитию, приобретению гражданского опыта, профессиональному самоопределению.

Решить сегодня эти проблемы – достаточно сложно. Это связано с тем, что в обществе назрел ряд проблем, которые характерны и для дополнительного образования детей:

- ухудшение здоровья детей;

- ослабление роли семьи и появление большого количества детей «группы риска»;

- социальное неравенство детей,  рост числа детей из малообеспеченных семей;

- отрицательное влияние СМИ на жизненную позицию подрастающего поколения;

- преобладание знаниевой системы обучения над воспитанием;

- «социальная ненужность» большинства выпускников школ и учреждений среднего и высшего профессионального обучения.

В  сложившейся ситуации существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, «выращивать» в своих воспитанниках стремление преобразовывать окружающий мир и отвечать за свою судьбу и судьбу страны. Вместе с тем сегодня общество нуждается в образовательных учреждениях, которые могут подготовить думающего, делового, умелого человека, отличающегося духовной силой, предприимчивостью, отменным здоровьем, способностью быть успешным.

Сегодня эти потребности общества могут удовлетворить учреждения дополнительного образования, поскольку они являются тем общественным институтом, который в состоянии выстроить образовательный процесс, ориентированный на воспитание успешной личности.

Категории успеха и жизненной успешности человека являются предметом исследования психологии (А. Маслоу, Д. МакКелланд, Дж. Аткинсон), социологии (П. Сорокин, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Девис, У. Мур, М. Вебер, У. Уорнер), педагогики (Дж. Дьюи, А.С. Белкин), социальной работы (М. Ричмонд) и социальной педагогики (М.А. Галагусова, А.В. Мудрик), литературы (Ф.М. Достоевский,  П. Коэлью) и конечно же философии (Ф. Ницше, Ч. Пирс, В. Джемс, С. Хук, Ф. Шиллер, Э. Фромм).

 

Успешная личность – это человек:

- образованный,  стремящийся к самосовершенствованию;

- физически и психически выносливый;

- способный контактировать с окружающими;

- креативный;

- обладающий экономическим мышлением, экономическими знаниями и умеющий зарабатывать деньги;

- способный к самореализации;

- обладающий способностью осуществлять различные виды деятельности: умеющий ставить цель, искать средства и способы её реализации, осуществлять рефлексию;

- социально-активный,  стремящийся к преобразованиям;

- утверждающий и презентующий свою личность.

 

3.2.  Основные положения концепции ЦДТ

 

Концепция ЦДТ  опирается на следующие положения:

1. Учреждение дополнительного образования – это учреждение обеспечивающее удовлетворение дополнительных образовательных потребностей и формирующее базовые компетенции, обеспечивающие воспитаннику успешность в жизни

2. Направленность образовательного процесса определяется:

- потребностями общества;

- потребностями социальной среды;

- потребностями родителей или их законных представителей;

- потребностями детей;

- целевыми установками деятельности ЦДТ;

- потребностями педагогов.

Такими направленностями в ЦДТ  определены:

- художественно-эстетическая;

- социально-педагогическая;

- спортивно - техническая;

- туристско-краеведческая;

 

3. Данные направленности предопределяют формирование у воспитанников качеств и характеристик, значимых для успешной личности. К таким качествам и характеристикам относятся: социальная активность, гражданская ответственность, креативность, физическая и психологическая выносливость, стремление к утверждению своей личности, коммуникабельность, способность к самосовершенствованию и самореализации, общая культура.

4. Образовательный процесс обеспечивает не только приобретение определенных умений, но и проектирование преобразований сложных жизненных ситуаций, и выработку нестандартных решений. В ходе образовательного процесса проектируются также успехи каждого ребенка и возможности его самореализации.

5. Содержание образовательных программ предусматривает несколько уровней сложности: высокий уровень - для одаренных детей, средний, базовый уровень и вспомогательный – для детей, плохо усваивающих программу.

6. Образовательный процесс ЦДТ  ориентирован на применение современных технологий, обеспечивающих развитие личного опыта ребенка: решение нравственных дилемм, моделирование жизненных ситуаций, проектирование и использование ролевых, деловых игр, дискуссий и др.

 7. Основополагающие педагогические законы ЦДТ:

- уважение к личности ребенка;

- психолого-педагогическая поддержка воспитанника;

- восхождение к индивидуальности ребенка, проектирование успехов каждого;

- успешный педагог – успешный воспитанник или (успешную личность может воспитывать только успешный педагог);

- руководство правилом: «не навреди здоровью ребенка»;

-усиленное развитие личностных качеств, обеспечивающих жизненный успех.

 

Цели и задачи:

 

Цель ЦДТ - воспитание успешной личности, способной к самосовершенствованию и самореализации.

 

Задачи:

 

1. Сформировать у воспитанников потребность к приобретению знаний и постоянному самосовершенствованию.

2.  Сформировать у воспитанников готовность к решению личных проблем путем специальных проб и социально-организованной рефлексии.

3. Развить творческий потенциал личности воспитанника.

4. Развить коммуникативную компетентность воспитанников.

5.Смотивировать воспитанников на сохранение и укрепление своего физического, психологического и социального здоровья.

6. Сформировать у воспитанников умение адекватно оценивать ситуацию, ставить цели, планировать и  анализировать результат.

7.Сформировать у воспитанников потребность в личностном и профессиональном самоопределении, стремление быть в жизни успешным человеком.

8. Развить общественную активность воспитанников, стремления преобразовывать мир и  желание брать на себя ответственность за происходящее вокруг.

 

Организационные задачи.

 

1. Организация образовательного  процесса с применением инновационных технологий, обеспечивающих развитие качеств успешной личности.

2. Совершенствование управления инновационными процессами с целью дальнейшего развития проектов ЦДТ.

3. Организация опытно-экспериментальной работы, обеспечивающей профессиональный рост педагогов.

4. Разработка проектных идей и проектов, реализация данных проектов в практической деятельности;

5. Модернизация организационно-управленческой структуры ЦДТ на основе программно-целевого подхода с использованием гуманистических технологий управления.

6. Разработка и апробация системы мониторинга, обеспечивающего повышение эффективности образовательного процесса.

7. Апробация системы повышения квалификации, адекватной реализации цели по воспитанию успешной личности.

8. Разработка и апробация организационно-педагогической и учебно-методической документации для реализации цели по воспитанию успешной личности.

9. Изучение педагогами нормативно-правовых основ организации образовательной деятельности.

10. Разработка и апробация новых моделей взаимодействия с социумом, повышающих эффективность воспитания успешной личности.

11. Обеспечение психолого-педагогического и научно- методического сопровождения образовательного процесса.

12. Ориентация на образовательные потребности и творческие интересы воспитанника в осуществлении педагогического процесса.

13. Сохранение традиций ЦДТ, способствующих развитию самостоятельности, активности, креативности, ответственности воспитанников.

 

Принципы организации деятельности ЦДТ:

- гуманизация образовательного пространства;

- творческий  характер образовательного процесса;

- добровольность и свобода выбора деятельности в соответствии с интересами детей;

-  практическая направленность образовательного процесса;

- субъективная позиция ребенка в образовательном процессе;

- валеологическая направленность образовательного процесса;

- личностная ориентация образовательного и воспитательного процессов, предполагающая развитие личностных особенностей воспитанника, индивидуальное проектирование его успеха.

 

4. Основные направления программы развития.

 

4.1. Совершенствование образовательного процесса.

 

Задача 1. Изменение содержания образования в соответствии с запросами различных категорий потребителей образовательных услуг.

 

Ожидаемый результат:

Удовлетворенность потребителей образовательных услуг программами различных направленностей, типов и видов.

 

Способы решения задачи:

 -изучение  интересов и потребностей социума в дополнительном образовании детей;

- реализация компетентного подхода в определении и разработке содержания образования;

-предъявление требований со стороны  общества, родителей, детей к характеру и качеству педагогических услуг, реализуемых в МБОУ ДОД ЦДТ;

- расширение спектра программ практической направленности, обеспечивающих успех в деловой жизни, удовлетворение профессиональных интересов и потребностей обучающихся;

- изменение содержания образования, обеспечивающего:

* вариативность;

* гибкость;

* профессиональную направленность;

* социальную привлекательность;

* краткосрочное освоение видов деятельности;

* интеграцию основного и дополнительного образования;

 

- разработка и реализация программ дополнительного образования  привлекательных для обучающихся среднего  и старшего возраста и обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время;

- расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для вовлечения в систему дополнительного образования детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска»;

- экспериментальная проверка разработанных программ нового поколения;

- организация общественно-профессиональной экспертизы программно-методического обеспечения, программ и проектов, реализуемых в МБОУ ДОД ЦДТ села Неверкино;

- разработка программ и модулей к программам для одаренных детей;

- внедрение новых программ, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;

- разработка и внедрение интегрированных курсов  «Историческое краеведение».

 

Показатели результативности:

- наличие системы выявления запроса населения на услуги в ЦДТ;

- доля (количество) программ дополнительного образования, привлекательных для большего числа обучающихся среднего и старшего возраста (соотношение количества программ и количества детей старшего возраста);

- доля (количество) детей с ограниченными возможностями здоровья, включенными в систему дополнительного образования;

- доля (охват) детей и подростков, относящихся к числу социально неблагополучных, детей «группы риска», занимающихся в ЦДТ.

 

Задача 2. Обновление организации образовательного процесса.

Ожидаемый результат: новое качество образовательного процесса.

 

Способы решения задачи:

- активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения;

- интеграция основного и дополнительного образования детей;

- использование разнообразных форм организации деятельности детей (движения, проекты, игровые и досуговые программы, праздники, лагеря, научные общества, олимпиады).

- создание условий для профессионального самоопределения подростков, организация их профессиональных проб в предпрофильном и профильном обучении;

- разработка новой системы оценки качества образования в системе дополнительного образования детей на основе компетентного подхода;

- осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения развития детей в ЦДТ;

- использование интерактивных технологий обучения;

 - организация работы с воспитанниками по программе «Изучай себя - найди себя – реализуй себя»;

- укрепление связи с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, профиль которых соответствует профилю обучения в ЦДТ (педагогический колледж, музыкальное училище, культпросвет училище, художественное училище и др.) для дальнейшего продолжения обучения;

- введение элективных курсов;

- реализация компетентного подхода в ходе разработки и реализации программ;

- внедрение исследовательской деятельности в практику творческих объединений;

- обеспечение валеологической  направленности образовательного процесса; внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий;

- систематическое моделирование на занятиях и вне их ситуаций успеха для воспитанников;

- развитие бизнес- проектной деятельности воспитанников;

- открытие краткосрочных курсов по экономике «Дорога к успеху» по информатике «Компьютер в обучении»;

 

Показатели результативности:

- положительная динамика численности воспитанников, обучающихся в ЦДТ в соответствии с современными требованиями;

- доля педагогов дополнительного образования, работающих в соответствии с современными требованиями;

- наличие новой системы оценки качества образования в ЦДТ на основе компетентностного подхода;

- динамика количества педагогов дополнительного образования, использующих новые образовательные технологии;

- динамика количества воспитанников, определяющихся с выбором профессии;

- динамика количества воспитанников владеющих 4 видами компетенций коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной, саморазвивающей;

- динамика количества детей, занимающихся исследовательской деятельностью;

- наличие процесса, организованного в соответствии с валеологическими нормами;

- динамика количества детей, стремящихся к успеху.

 

4.2. Обновление воспитательной системы ЦДТ.

 

Воспитание как первосистемный приоритет в образовании должно сегодня стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В решении сложнейших задач воспитания ведущая роль принадлежит учреждениям дополнительного образования.

ЦДТ является одним из основных воспитательных институтов в Неверкинском районе, обеспечивающий воспитание успешной личности, способной жить в высокотехническом и конкурентном мире.

 

Задача 1.

Формирование у воспитанников потребности в личностном и профессиональном самоопределении, стремлении быть в жизни успешным человеком.

Ожидаемый результат: личность воспитанника, стремящегося быть успешным человеком.

 

Способы решения задачи:

-  разработка образовательных программ, обеспечивающих предпрофессиональное самоопределение;

- разработка воспитательных и досуговых программ, направленных на личностное и предпрофессиональное самоопределение;

- проведение мероприятий профориентационной направленности согласно следующим этапам:

- формирование образа «Я» и «Образа основных групп профессий»; Образа «Я» в мире профессий и Образа «Я» в профессии;

- использование в воспитательной деятельности ролевых и деловых игр, бланковых игр, дискуссии, тренингов;

- систематическое включение воспитанников в социальную деятельность,  в процесс социального творчества;

- реализация профориентационного модуля образовательных программ на основе индивидуализации;

- диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных способностей и качеств личности;

- изучение профессиональных  программ различных типов профессий «Человек-человек», «Человек-техника», «Человек - знак», «Человек-природа»;

- составление с каждым отдельным воспитанником «лестницы успеха»;

- групповая работа с воспитанниками  по определению далеких и ближайших перспектив их жизнедеятельности;

-организация деятельности в разновозрастных группах с целью приобретения воспитанниками социального опыта;

-  организация экскурсий на предприятия района;

- организация взаимодействия воспитанников ЦДТ с учениками  школ района;

Организация диагностических исследований, определяющих уровень профессионального и личностного самоопределения;

- выпуск газет, бюллетеней, плакатов, отражающих мир профессий;

- организация и проведение ориентированных конкурсов «Марья - искусница», «Все делаем сами», «Мастерилка»,  «Тацующая школа», «Красота руками детей», ;

- проведение среди воспитанников конкурса социальных проектов.

 

4.3. Работа с кадрами: реализация проекта «К вершинам мастерства»

 

Задача 1. Повышение уровня профессионально мастерства педагога, развитие индивидуального стиля педагогической деятельности.

 

Ожидаемый результат:

- сформированность у каждого педагога индивидуального стиля деятельности;

- динамика количества педагогов, имеющих высокий уровень профессионального мастерства.

 

Способы решения задачи:

- организация методической работы в учреждении на следующих принципах:

- принцип системности (единство цели, задач, содержания, форм и методов работы);

- принцип научности (соответствие всей системы методической работы современным достижениям в области педагогики и психологии);

- принцип индивидуализации (при разумном сочетании с методами и формами коллективного характера);

- принцип креативности;

- принцип оперативности (чуткое реагирование на запросы социума, педагогического коллектива и каждого педагога);

- принцип диагностичности (как средства обратной связи).

- изменение структуры, содержания и форм повышения педмастерства за счёт индивидуализации общения и использования новых информационных технологий;

- создание условий для развития успешности педагогов ЦДТ;

- создание ситуаций выбора в процессе повышения квалификации педагогов и администрации ЦДТ;

- организация  повышения профмастерства в соответствии с инновационными подходами:

- активно - деятельностная форма освоения содержания;

- возможность выбора индивидуальной траектории освоения новых знаний;

- диалоговый характер повышения квалификации;

- приоритет рефлексивного сознания.

- усиление роли опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности;

- расширение географии повышения квалификации работниками ЦДТ;

- усиление роли конкурсов методической продукции, конкурса «Сердце отдаю детям» «Педагогический Олимп» в повышении  профессионального мастерства педагогов;

- координация деятельности районного методического объединения педагогов дополнительного образования и их работы, повышающей престиж и профессиональное мастерство педагогов ЦДТ.

 

Показатели результативности:

- благоприятный психологический климат в коллективе;

- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;

- рост удовлетворённости педагогов результатами своей деятельности;

- положительная динамика качества обучения и воспитания детей;

- хорошо организованный процесс обучения и воспитания;

- динамика количества педагогов, овладевших современными методами и технологиями обучения и воспитания;

- положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;

- рост числа педагогов, повысивших  квалификацию;

- конкурентоспособность ЦДТ в сфере дополнительного образования района.

 

Задача 2. Развитие инновационной деятельности педагогов ЦДТ

Ожидаемый результат: переход ЦДТ в инновационный режим развития.

 

Способы решения задачи:

- создание системы научно-методического сопровождения инновационного развития ЦДТ;

- внедрение в образовательный процесс современных научных разработок, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта;

- развитие взаимодействия учреждений, организаций, семьи, заинтересованных в дополнительном образовании детей, в воспитании и творческом развитии личности ребёнка;

- организация опытно-экспериментальной работы на базе ЦДТ получение статуса экспериментальной площадки;

- использование в деятельности новых технологий: кейс-технологии, интерактивные  технологии, коучинг, консалтинговые услуги, социальное проектирование и др.;

- внедрение программно-целевого управления в учреждении;

- разработка образовательных и досуговых программ нового поколения;

- разработка в программах воспитательного модуля;

- изучение инновационного опыта УДО России, обобщение опыта  педагогов-инноваторов;

- использование всеми педагогами в образовательном процессе компьютерных технологий, (в т.ч. технологии презентации);

- освоение технологии подготовки грантов, участие в грантовых программах.

 

Показатели результативности:

- наличие системы научно-методического сопровождения инновационного развития ЦДТ;

- количество реализуемых инновационных проектов;

- количество внедрённых в практику управления современных научных разработок;

- динамика количества педагогов, работающих в инновационном режиме;

- количество педагогов, чей опыт требует обобщения и диссеминации.

 

4.4. Совершенствование системы управления ЦДТ

Модернизация системы управления обусловлена выявленными в ходе анализа проблемами, а также новыми подходами к управленческой деятельности. «В современных условиях управление образованием – это управление процессом его развития». Сегодня чрезвычайно важным является формирование оптимальной модели управления, в которой чётко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность.

Не менее важным является изменение содержания и технологии управления.

Анализ деятельности ЦДТ  позволил выделить ряд проблем, от решения которых зависит повышение ее эффективности.

Сегодня управление ЦДТ  призвано обеспечить устойчивое развитие учреждения, основанное на:

- определение долгосрочной перспективы развития;

- выработке стратегии конкурентоспособности;

- сохранение и интеграции педагогических, социальных, культурных и экономических ресурсов;

-  внедрение инновационных технологий (в том числе технологий менеджмента и маркетинга);

 

Вышеизложенное позволило выделить следующие задачи и пути их решения:

Задача 1. Совершенствование нормативно-правовой базы ЦДТ, обеспечивающей  развитие системы дополнительного образования детей.

Ожидаемый результат: нормативно-правовая база ЦДТ, адекватная цели и задачам  учреждения.

 

Способы решения задачи:

- развитие нормативно-правовой базы ЦДТ, приведение её в соответствие с изменениями в российском законодательстве;

- проведение нормотворческой работы в ЦДТ (локальные акты, положения, инструкции и т.д.);

- общественно-профессиональная экспертиза нормативно-правовых актов в учреждении;

- разработка и экспертиза целевых программ, проектов, планов развития ЦДТ.

 

Показатели результативности:

- наличие пакета, утверждённых, прошедших экспертизу документов, регулирующих эффективное функционирование и развитие ЦДТ;

- доля принятых к реализации целевых программ, проектов планов развития учреждения на городском и региональном уровнях.

Задача 2. Усиление общественного характера управления в ЦДТ.

Ожидаемый результат: более полное удовлетворение учреждением запросов социума, усиление роли родителей и представителей общественности в организации деятельности учреждения.

 

Способы решения задачи:

- создание управляющего совета;

- внедрение мониторинга общественного мнения по вопросам деятельности учреждения;

- формирование социокультурного комплекса на базе ЦДТ;

 

Задача 3. Внедрение инновационных технологий в управление

Ожидаемый результат: повышение эффективности управления, выражающейся в устойчивом инновационном развитии ЦДТ.

 

Способы решения задачи:

- совершенствование программно-целевого управления;

- использование сайтов ЦДТ и электронной почты;

- внедрение системы мониторинга «по целям», обеспечивающей принятие управленческих решений;

- разработка программы опытно-экспериментальной работы, получение учреждением статуса районной   экспериментальной площадки;

- создание компьютерной базы данных о педагогах ЦДТ, выпускниках, воспитанниках ЦДТ, обеспечивающих быстрое принятие управленческих решений;

- создание компьютерного банка данных об адресах передового опыта, инновациях, программном обеспечении и т.д.;

- переориентация целей контроля на формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности, её мотивация и стимулирование;

- осуществление контроля на основе персонификации, с последующей разработкой индивидуальной программы карьерного роста;

- организация для педагогов работы школы карьерного роста и школы успеха, позволяющих быть конкурентоспособным на рынке труда;

 

Показатели результативности:

-  чёткое функционирование учреждения в инновационном режиме;

- мотивированность педагогов  на осуществление инновационной деятельности (разработка программ, работа творческих групп, обобщение наработанного опыта, его диссеминация, осуществление опытно-экспериментальной работы, применение инновационных технологий и т.д.);

- наличие прогнозного фона и умение педагогов видеть и выстраивать перспективы своей деятельности, деятельности ребёнка и в целом деятельности учреждения.

 

4.5. Консолидация усилий государственных, общественных организаций, образовательных учреждений, общества.

 

Задача 1. Создание единого образовательного пространства, интегрирующего усилия по обучению и воспитанию детей

 

Ожидаемый результат:

– наличие единого образовательного пространства, успешно решающего общие цели обучения и воспитания детей.

 

Способы решения задачи:

- достижение нового уровня взаимодействия ЦДТ  с отделом образования, детскими и молодёжными общественными организациями, семьей, СМИ в воспитании и дополнительном образовании детей;

- привлечение существующих и инициирование создания новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей в дополнительном образовании;

- вовлечение родителей и широких кругов общественности в творческую деятельность с детьми на базе ЦДТ и образовательных учреждений района;

- создание динамичной системы связей и взаимодействий между разнообразными учреждениями, реализующими программы дополнительного образования детей;

- обеспечение конкурентоспособности ЦДТ  в ряду других  образовательных  учреждений.

 

Показатели результативности:

- доля различных государственных и общественных структур, включённых в решение задач развития дополнительного образования детей;

- динамика заключённых договоров о сотрудничестве с ЦДТ  в области воспитания и творческого развития личности ребёнка;

- активность родительской общественности в решении проблем ЦДТ.

 

Задача 2. Развитие государственно-общественного характера управления дополнительным образованием.

Ожидаемый результат: своевременное реагирование на запросы семьи и общественности.

 

Способы решения задачи:

- система работы попечительского совета, совета учреждения;

- усиление общественного участия в улучшении состояния и развития ЦДТ;

- внедрение новейших технологий общественного управления в учреждении (попечительский совет);

- внедрение постоянного мониторинга общественного мнения по вопросам дополнительного образования детей.

 

Показатели результативности:

- наличие попечительского совета;

- внедрение новейших технологий управления;

- наличие и деятельность управляющего совета;

- широкая общественная гласность деятельности ЦДТ.

 

Задача 3. Развитие многовариантной сети дополнительного образования

 

Ожидаемый результат:

Оптимальная сеть дополнительного образования.

 

Способы решения задачи:

- сохранение и развитие творческих объединений ЦДТ;

- развитие дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;

- организация сетевого взаимодействия ЦДТ с образовательными учреждениями района, учреждениями культуры;

- создание эффективной модели мониторинга деятельности т/о на базе образовательных учреждений, создание информационно-статистической базы;

- интеграция общего, дополнительного и профессионального образования.

 

Показатели результативности:

- доля образовательных учреждений, на базе которых открыты творческие объединения ЦДТ, занимающиеся дополнительным образованием по программам дополнительного образования;

- результативность их деятельности;

- наличие системы мониторинга деятельности ЦДТ.

 

Задача 4. Совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса

Ожидаемый результат: система информационного сопровождения образовательного процесса.

 

Способы решения задачи:

- создание системы информации населения о возможностях их участия в освоении программ дополнительного образования детей;

- совершенствование информационной инфраструктуры дополнительного образования, позволяющей достигать новое качество образования;

- совершенствование маркетинговой деятельности;

- активное использование новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные;

- создание и обеспечение работы сайта ЦДТ.

 

Показатели результативности:

- наличие компьютеров в каждом учебном кабинете;

- количество педагогов дополнительного образования, использующих информационные технологии;

- информированность родителей деятельности т/о, успешности детей.

 

Задача 5. Усиление контроля за качеством дополнительного образования детей ЦДТ

Ожидаемый результат: наличие системы мониторинга качества образования ЦДТ.

 

Способы решения задачи:

- организация (создание) системы оценивания и контроля качества образования ЦДТ ;

- разработка методики мониторинга качества образования;

- внедрение системы мониторинга образовательных результатов в образовательную деятельность ЦДТ;

- разработка показателей оценки текущих и итоговых достижений обучающихся по разным направлениям деятельности;

- мониторинг деятельности педагогов ЦДТ;

- включение родителей, общественности, работодателей в систему мониторинга.

 

Показатели результативности:

- наличие методики организации мониторинга качества в ЦДТ;

- положительная динамика показателей оценки качества образования: (оценки текущих и итоговых достижений обучающихся);

- динамика количества родителей, общественности, работодателей, включённых в систему мониторинга качества дополнительного образования детей.

 

4.6. Ресурсное обеспечение деятельности учреждения

 

Задача 1. Создание условий для развития профессиональной компетентности кадров, работающих в ЦДТ.

Ожидаемый результат: обеспечение ЦДТ  квалифицированными кадрами

Способы решения задачи:

- сохранение в штатном расписании ставок педагогов дополнительного образования и использование этих ставок по назначению;

- привлечение в систему дополнительного образования работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям;

- создание резерва потенциальных кандидатов на руководящие должности в ЦДТ, оценка кандидатов и отбор лучших.

 

Показатели результативности:

- участие педагогических работников ЦДТ в работе районных, областных МО, в творческих группах, жюри, экспертных групп;

- положительная динамика роста численности педагогов с высшей и первой категории;

- карьерный рост педагогов;

- победители профессиональных конкурсов, проектов и т.д.;

 

Задача 2. Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса в ЦДТ.

Ожидаемый результат: наличие системы научно-методического сопровождения образовательного процесса в ЦДТ.

 

Способы решения задачи:

 

- развитие методической службы ЦДТ, расширение функционала методических объединений, методических кадров;

- обновление работы НМЦ;

- создание сайта учреждения;

- заключение договоров с научными центрами, вузами, ИПК о взаимном научно-методическом сотрудничестве;

- мотивация педагогов на участие в научно-практической конференции;

- обеспечение педагогам свободного доступа в интернет;

- создание современных механизмов (форм) научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процессов (для педагогов и их воспитанников);

- диссеминация передового инновационного опыта работы педагогов ЦДТ;

- создание электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов ЦДТ, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания;

 

Показатели результативности:

 

- направленность педагогов на работу в инновационном режиме;

- рост удовлетворенности педагогов результатами своей деятельности;

- положительная динамика качества обучения и воспитания детей;

- высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;

- динамика количества педагогов, чей опыт работы обобщён и распространён.

 

Задача 3. Формирование эффективных экономических отношений в ЦДТ.

 

Ожидаемый результат: эффективные экономические отношения в ЦДТ.

 

Способы решения задачи:

 

- разработка сметы расходов для реализации каждой образовательной программы;

- плановое выделение средств из бюджета на приобретение материалов, инструментов, компьютерного оборудования, снаряжения;

- участие ЦДТ в реализации федеральных и региональных целевых программ, социальных, социально-культурных проектов с целью привлечения внебюджетных средств;

- разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования сотрудников ЦДТ по результатам аттестации и аккредитации, а также высокие результаты в работе.

 

Показатели результативности:

 

- доля привлечённых средств из бюджетов всех уровней на развитие материальной базы ЦДТ;

- наличие системы многоканального финансирования учреждения;

- динамика награждённых педагогических и руководящих работников по результатам аттестации и аккредитации и добившихся высоких результатов в своей работе.

 

Задача 4. Создание многоканального финансирования для развития ЦДТ.

 

Ожидаемый результат: увеличение привлечённых средств с целью развития материально-технической базы ЦДТ.

 

Способы решения задачи:

 

- наличие плана привлечения инвестиций в различные проекты ЦДТ.

 

Показатели результативности:

 

- динамика увеличения внебюджетного финансирования.

 

Задача 5. Развитие механизмов нормативного финансирования ЦДТ.

 

Ожидаемый результат: рациональное финансирование ЦДТ в соответствии с утверждённой сметой.

 

Способы решения задачи:

 

- подготовка предложений об обеспечении ЦДТ необходимым оборудованием (техникой, аппаратурой, инструментами и др. материалами);

- разработка мер привлечения внебюджетных средств в ЦДТ;

- адаптация нормативов финансирования, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала ЦДТ в условиях подушевого финансирования;

-  участие администрации и педагогов ЦДТ в конкурсах, смотрах, грантовых программах, расширяющее объёмы финансирования.

 

Показатели результативности:

 

- наличие нормативных документов, обеспечивающих рациональное финансирование учреждения;

- доля увеличения привлечённых внебюджетных средств в ЦДТ.